Примеры асимметричной коммуникации из песен А.Вертинского
№1Марленпосвящается Марлен Дитрих Вас не трудно полюбить, Нужно только храбрым быть, Все сносить, не рваться в бой И не плакать над судьбой. Ой-ой-ой-ю! Надо розы приносить И всегда влюбленным быть, Не грустить, не ревновать, Улыбаться и вздыхать. Надо Вас боготворить, Ваши фильмы вслух хвалить И смотреть по двадцать раз, Как актер целует Вас, Прижимая невзначай... Гуд бай! Все журналы покупать, Все портреты вырезать, Все, что пишется о Вас, Наизусть учить тот час! Попугая не дразнить, С камеристкой в дружбе жить, ("Здрасьте, Марья Семеновна!"), Чистить щеточкой "бижу" И водить гулять Жужу. ("Пойдем, собачечка!"). На ночь надо Вам попеть, С поцелуями раздеть, Притушить кругом огни... "Завтра съемка... ни-ни-ни" ("что вы, с ума сошли?") И сказать, сваривши чай: "Гуд бай!" Ожидая Вас, не спать В телефон не проверять, Не совать свой нос в дела, Приставая:"Где была?" ("А вам какое дело?") И когда под утро, злой, Вы являетесь домой, Не вылазить на крыльцо, Сделать милое лицо: "Замолчи, Жужу! Не лай! Гуд бай!" Так проживши года три, Потерять свое "эспри" Постареть на десять лет И остаться другом? Нет! Чтоб какой-нибудь прохвост, Наступивши мне на хвост, Начал роль мою играть И ко мне Вас ревновать? Нет. Уж лучше в нужный срок Медленно взвести курок И сказать любви: "Прощай! Гуд бай!" 1935 |
№2Дансинг-герлЭто бред. Это сон. Это снится... Это прошлого сладкий дурман. Это юности белая птица, Улетевшая в серый туман... Вы в гимназии. Церковь. Суббота. Хор так звонко, весенне поет... вы уже влюблены, и кого-то Ваше сердце взволнованно ждет. И когда золотые лампады Кто-то гасит усталой рукой, От высокой церковной ограды Он один провожает домой. И весной и любовью волнуем, Ваши руки холодные жмет. О, как сладко отдать поцелуям Свой застенчивый девичий рот! А потом у разлапистой ели, Убежав с бокового крыльца С ним качаться в саду на качели - Без конца, без конца, без конца... Это бред! Это сон! Это снится! Это юности сладкий обман! Это лучшая в жизни страница, Начинавшая жизни роман! Дни бегут все быстрей и короче, И уже в кабаках пятый год С иностранцами целые ночи Вы танцуете пьяный фокстрот. Беспокойные жадные руки И насмешка презрительных губ, А оркестром раздавлены, - звуки Выползают, как змеи из труб. В барабан свое сердце засунуть - Пусть его растерзает фокстрот! О, как бешено хочется плюнуть В этот нагло смеющийся рот! И под дикий напев людоедов, С деревянною маской лица Вы качаетесь в ритме соседа Без конца, без конца, без конца. Это бред! Это сон! Это снится! Это чей-то жестокий обман! Это Вам подменили страницы И испортили нежный роман! 1937
|
№3Мадам, уже падают листьяНа солнечном пляже в июне В своих голубых пижама Девчонка, звезда и шалунья, Она меня сводит с ума... Под синий "берсез"* океана На желто-лимонном песке Настойчиво, нежно и рьяно Я ей напеваю в тоске: "Мадам, уже песни пропеты, Мне нечего больше сказать! В такое волшебное лето Не надо так долго терзать! Я жду Вас, как сна голубого! Я гибну в любовном огне! Когда же Вы скажете слово, Когда Вы придете ко мне?" И, взглядом играя лукаво, Роняет она на ходу: "Вас слишком испортила слава, А впрочем, Вы ждите... Приду!" Потом опустели террасы, И с пляжа кабинки свезли, И даже рыбачьи баркасы В далекое море ушли. А птицы так грустно и нежно Прощались со мной на заре. И вот уж совсем безнадежно Я ей говорю в октябре: "Мадам, уже падают листья! И осень в смертельном бреду! Уже виноградные кисти Желтеют в забытом саду! Я жду вас, как сна голубого! Я гибну в любовном огне! Когда же Вы скажете слово, Когда Вы придете ко мне?" И взгляд опуская устало, Шепнула она, как в бреду, "Я Вас лишком долго желала, Я к Вам никогда не приду!" 1930 |
№4Все, что осталосьЭто все, что от Вас осталось. Ни обид, ни смешных угроз. Только сердце немного сжалось, Только в сердце немного слез. Все окончилось так нормально, Так цинично жесток конец, Вы сказали, что нынче в спальню Не приносят с собой сердец. Вот в субботу куплю собак, Буду петь по ночам псалом, Закажу себе туфли и фрак, Ничего, как-нибудь проживем! Мне бы только забыть немножко, Мне бы только на год уснуть, Может быть, и в мое окошко Глянет солнце когда-нибудь. Пусть уходит, подай ей, Боже, А не то я тебе подам Мою душу, распятую тоже На Голгофе помойных ям. 1918
|
№5
ПолукровкаМне нужна не женщина, мне нужна лишь тема. Чтобы в сердце вспыхнувшем зазвенел напев. Я могу из падали создавать поэмы, Я люблю из горничных делать королев. И в вечернем дансинге, как-то ночью мая, Где тела сплетенные колыхал джаз-банд, Я так нежно выдумал Вас, моя простая, Вас, моя волшебница из далеких стран. Как поет в хрусталях электричество, Я влюблен в вашу тонкую бровь... Вы танцуете - Ваше Величество, Королева-Любовь. И в душе Вашей низкой убожество Было так тяжело разгадать... Вы уходите, Ваше Ничтожество, Полукровка, ошибка опять... 1930 |
№6За кулисамиВы стояли в театре в углу, за кулисами, А за Вами, словами звеня, Парикмахер, суфлер и актеры с актрисами Потихоньку ругали меня. Кто-то злобно шипел: "Молодой, да удаленький. Вот кто за нос умеет водить". И тогда Вы сказали: "Послушайте, маленький, Можно мне Вас тихонько любить?" Вот окончен концерт... Помню степь белоснежную, На вокзале Ваш мягкий поклон. В этот вечер Вы были особенно нежною, Как лампада у старых икон. А потом - города, степь, дороги, проталинки... Я забыл то, чего не хотел бы забыть, И осталась лишь фраза: "Послушайте, маленький, Можно мне Вас тихонько любить?" 1916
|
Cтраница проекта в WWW.RESPUBLIKA.RU